Положение о внутр.системе оценки качества образования

Утверждено
приказом директора
от 03.09.2018 № 402
Положение
о внутренней системе оценки качества образования
в МАОУ «СОШ №29»
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования в
школе (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки
качества образования в школе (далее ВСОКО), ее организационную и функциональную
структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества
образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.
1.2. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в
соответствии с:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от
30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от
17.12.2010 № 1897;
– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012
№ 413;
– Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (ФКГОС),
утвержденным приказом Минобразования от 05.03.2004 № 1089;
– Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным
приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462;
– Уставом школы.
1.3. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой
совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных
процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений
обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных
пользователей результатов системы оценки качества образования.
1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования
школы являются учителя, обучающиеся и их родители, педагогический совет школы,
экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы,
аттестации работников школы.
1.5. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и
внедрение системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование
полученных результатов.
1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми
договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.7. В настоящем Положении используются следующие термины:
1

Качество образования – интегральная характеристика системы образования,
отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий
образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым
государственным стандартом и социальным запросам.
Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению
безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания
образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации
образовательного процесса.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям
обучающихся.
Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.),
которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам.
1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:

системы контрольно-инспекционной деятельности;

общественной экспертизы качества образования;

лицензирования;

государственной аккредитации;

государственной итоговой аттестации выпускников;

мониторинга качества образования.
1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

образовательная статистика;

промежуточная и итоговая аттестация;

мониторинговые исследования;

социологические опросы;

отчеты работников школы;

посещение уроков и внеклассных мероприятий.
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества
образования
2.1. Целями системы оценки качества образования являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих
на качество образования в школе;

получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности
достоверной информации о качестве образования;


2

принятие обоснованных и
своевременных
управленческих решений
по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг при принятии таких решений;

прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.2 Задачами построения ВСОКО являются:

формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его
измерению;

формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;

формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной
образовательной статистики и мониторинга качества образования;

изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;

определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса
государственным требованиям;

определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;

обеспечение доступности качественного образования;

оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

определение степени соответствия качества образования на различных ступенях
обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и
социальным стандартам;

выявление факторов, влияющих на качество образования;

содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации
педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов,
индивидуальным достижениям обучающихся;

определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;

расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие
подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества
образования.
2.3. В основу ВСОКО образования положены следующие принципы:

объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;

реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных
обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в
образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества
образования;

доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;

рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ
и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);

инструментальности и технологичности используемых
показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации
данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;


3

взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и
взаимозависимости;

соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в школе.


3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки
качества образования
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой
качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
администрацию школы, педагогический совет, методический совет школы, методические
объединения учителей-предметников, временные структуры (педагогический консилиум,
комиссии и др.), ответственные за разработку критериальной базы.
3.2. Администрация школы:

формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и
приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение;

разрабатывает
мероприятия
и
готовит
предложения,
направленные
на
совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих
мероприятиях;

обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по
вопросам качества образования;

организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор,
обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития;
анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;

обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;

обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и
региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно –
аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы
школы за учебный год, результаты самообследования);

принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО;
3.3. Педагогический совет школы:

содействует определению стратегических направлений развития системы образования в
школе;

содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в
школе;

инициирует организацию конкурсов образовательных программ, конкурсов
педагогического мастерства, образовательных технологий;

принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации учебного процесса в школе;

содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;

принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в школе;

готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне школы.

принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную
аттестацию по результатам учебного года (по мере необходимости).

4

3.4. Методический совет школы и методические объединения учителей-предметников:
проводит экспертизу методики оценки качества образования; участвует в разработке
системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам
образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке
соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни
обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;

участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов школы;

содействует проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;

проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся
и формируют предложения по их совершенствованию;


4. Реализация внутренней системы оценки качества образования
4.1. Реализация внутренней системы оценки качества образования осуществляется на
основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Пермского края,
регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются
на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения
методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:

качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия
индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися
образовательных программ государственному и социальному стандартам);

качество организации образовательного процесса, включающей условия организации
образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности
получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
организация питания;

качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и
реализуемых в школе, условия их реализации;

качество организации воспитательной работы по различным тематическим
направлениям;

профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению
требуемого качества результатов образования;

эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;

состояние здоровья обучающихся.
4.4. Реализация школьной ВСОКО осуществляется посредством существующих
процедур и экспертной оценки качества образования.
4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов
обучающихся включает в себя:

государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ (и ГВЭ) выпускников 11-ых
классов;

государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ (и ГВЭ) выпускников 9-ых
классов;

промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;

мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по
русскому языку и математике;

участие и результативность в школьных, муниципальных, региональных и др.
предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

мониторинговое исследование обучающихся 1-ых классов «Готовность к обучению в
школе и адаптация»;
5

мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-ых и 10-ых
классов;

мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных
уровнях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований.
4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса
включает в себя:

результаты лицензирования и государственной аккредитации;

эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа
ежегодных публичных докладов;

программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его
использования в учебном процессе;

оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и
мебелью;

обеспеченность методической и учебной литературой;

оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ,
производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных
документов);

оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;

диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5, 10 классов в период
адаптации;

оценку отсева обучающихся на всех уровнях обучения и сохранение контингента
обучающихся;

анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;

оценку открытости школы для родителей и общественных организаций;

уровень удовлетворённости родителей качеством предоставляемых образовательных
услуг.
4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает
в себя:

степень соответствия программ дополнительного образования нормативным
требованиям;

реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в
лицензии;

доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.
4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:

степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и
родителей;

качество планирования воспитательной работы;

охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их
интересам и потребностям;

наличие детского самоуправления;

удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом;

исследование уровня воспитанности обучающихся;

положительная динамика снижения количества правонарушений и преступлений
обучающихся.
4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и
их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

аттестация педагогов;

отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность
прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);

знание и использование современных педагогических методик и технологий;

образовательные достижения учащихся;

подготовку и участие в качестве экспертов ГИА, аттестационных комиссий, жюри и
т.д.;

участие в профессиональных конкурсах разного уровня.




6

4.4.6. Содержание процедуры оценки здоровья учащихся включает в себя:
наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических
мероприятий;

оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;

оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы,
режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);

оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;

диагностика состояния здоровья обучающихся.
4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием
оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы.
4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при
необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.



Критерии

Показатели

Образовательные
результаты по
ступеням
образования
(внутренняя оценка)

Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5»
Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах,
научно-практических конференциях
Доля учащихся, оставленных на повторный год обучения
Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании
Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании
Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании
особого образца
Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей
школе
Доля учащихся, переведённых условно в следующий класс

Внешняя оценка

Здоровье
обучающихся

Результаты независимой оценки выпускников средней школы
(результаты ЕГЭ по предметам)
Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса
(результаты ГИА по русскому языку и математике)
Результаты независимого регионального комплексного исследования
качества общего образования
Уровень освоения стандарта (доля выпускников 11 класса,
прошедших ГИА в форме ЕГЭ по русскому языку и математике с
результатом ниже установленного минимума)
Доля обучающихся, участвующих в краевом этапе Всероссийской
предметной олимпиады
Доля обучающихся, победивших в муниципальном этапе
Всероссийской предметной олимпиаде
Доля обучающихся, принимавших участие в муниципальных
мероприятиях
Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье, до
поступления в школу к доле детей с отклонениями в здоровье в
возрасте 15 лет
Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях

7

Социализация
обучающихся

Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к
численности выпускников
Доля обучающихся, состоящих на учете в КДН к общей численности
обучающихся;
Доля учащихся, чьи семьи находятся в СОП, к общей численности
обучающихся;
Доля учащихся, находящихся в школьной «группе риска»
Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на контрактной основе
Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетной основе

Готовность
Доля родителей, участвующих в школьных мероприятиях
родителей к участию Доля родителей, входящих в общественную структуру управления
в управлении школой
Инновационный
потенциал учителей

Доля учителей, которые используют современные педагогические
технологии
Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках
Доля
педагогических
работников,
имеющих
первую
квалификационную категорию
Доля
педагогических
работников,
имеющих
высшую
квалификационную категорию
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения
квалификации
Доля педагогических работников, выступавших на ГМО
Доля педагогических работников, принимавших участие в
профессиональных конкурсах разных уровней.

Соответствие
требованиям к
условиям обучения

Укомплектованность
педагогическими
кадрами,
имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов
учебного плана
Соответствие нормам и требованиям СанПиН
Наличие дополнительного образования, количество программ
дополнительного образования
Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии
с утвержденными нормами
Наличие оборудованного медицинского кабинета

4.8. Для проведения оценки качества образования
определяется набор ключевых
показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы
школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы,
дает общую оценку результативности ее деятельности.
4.9. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной
деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и
параметров качества устанавливаются школой.
4.

Общественное участие в оценке и контроле качества образования

5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
 основным потребителям результатов СОКО;
 средствам массовой информации через публикацию результатов работы школы;
 размещение
аналитических материалов, результатов самообследования и оценки
качества образования на официальном сайте школы.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34242) 25 25 09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».